yandex

Евангелие от Иоанна. Глава 1. - Андрей Иванович Солодков

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Евангелие от Иоанна. Глава 1.

Андрей Иванович Солодков Евангелие от Иоанна. Глава 1.
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Евангелие от Иоанна — очень важная составляющая книга и благовестие в Священном Писании, так как она даёт о Христе Боге не только понятия как прежние три Евангелия, которые называют синоптическими, как о Человеке, но также касается Его Божественной сущности. Но евангелист Иоанн делает на этом особое внимание, начиная об этом говорить с первой главы своего благовестия. И если сказать только несколько слов о Евангелии от Иоанна, оно было составлено в конце первого века в 96-98 годах евангелистом Иоанном, было написано на острове Патмос, где евангелист отбывал ссылку, были гонения. И ещё хочется сказать, что евангелист Иоанн — единственный, который умер своей смертью, все остальные апостолы закончили жизнь мученической кончиной. Итак, первая глава.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Ин. 1:1)

Некоторые, когда читают Священное Писание думают, что это какая-то игра слов или путаница. Это не совсем так. Дело в том, чтобы воспринять правильно божественное откровение, необходимо, как говорили прежние евангелисты, Матфей, Лука и Марк, покаяться. Что такое состояние покаяния? Многие это слово поднимают на смех и говорят: ну вот, у вас в церкви всё просто, вы там грешите и каетесь, так всё легко. Таким людям я всегда предлагаю: если у нас так всё просто и легко, приходите, попробуйте. Но на самом деле скажу, что это не игра слов, здесь евангелист Иоанн сразу хочет сказать, что Христос не сотворён. И эту истину невозможно воспринять без покаяния.

Покаяние — это перемена мировоззрения. Это не просто, что погрешили, пошалили, пришли рассказали о своих грехах. Я как-то говорил, как один священник спрашивал человека, пришедшего к нему: ты пришёл поисповедаться или покаяться? Это разные вещи. В этом смысле нужно сказать, что евангелист Иоанн делает здесь упор на то, что Христос был не сотворён. Снова повторю — необходима перемена мировоззрения. Например, книга Бытия, первая книга Священного Писания, она говорит о том, что Бог является Творцом этого мира. Мы так и читаем в начале книги Бытия: вначале сотворил Бог небо и землю. Здесь говорится, что Бог творит сначала небо и землю, и что православное понимание, восприятие этого мира отличается от других религий, язычества, где мир воспринимается как некий манизм — излияние божьей сущности всего мира. И из этого вытекает целое учение, которое называется пантеизмом. То есть Бог становится всё и во всём. Другими словами, если говорить проще, творение смешивается с Творцом, и поэтому смысл многих языческих религий состоит в том, чтобы слиться в Творце, то есть как капля растворяется в море, где по-сути уничтожается личность и к чему некоторые языческие религии призывают — к стиранию личности как в этой жизни, так и в жизни будущего века, как они себе это представляют.

Совсем другое отношение у человека православного к Богу Творцу и к миру, Им сотворённому. Творение никогда не смешивается с Творцом. Личность как свободная личность всегда останется личностью как в этой жизни, так и в жизни будущего века. В этом смысле, когда евангелист Иоанн говорит: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог, он говорит, что Слово — это Христос, который всегда был у Бога и не сказано, заметьте: был с Богом, а был у Бога. Это означает, как он дальше выразится, что Он был в недре сущем. То есть Он по существу единосущен Отцу, как мы поём в Символе веры: Им же всё стало. То есть Им же всё было, и есть, и будет. Вот, например, с этого первого стиха и в дальнейшем сразу начинается разговор о том, что Бог — это не просто Бог Отец отдельно, Бог Сын отдельно и Бог Дух Святой отдельно. А говорится, что это три, и всё это в одном. Как это понять? Многие отцы церкви, например Василий Великий, прибегали к такому сравнению. Они говорили: посмотри на солнце, оно круглое, оно означает Отца — он безначален, бесконечен. Видишь свет, который исходит от солнца — это Сын. О Нём так будет в дальнейшем сказано, что Он — свет и тьма не объяла Его. И видишь, чувствуешь то тепло, которое исходит от солнца? Это Дух Святой. Всё это одно, всё это вместе, но всё это три.

Оно было в начале у Бога.

Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.

(Ин. 1:2-3)

То есть здесь говорится: всё, что мы видим, в участии сотворения этого мира принимает вся Святая Троица. Некоторые говорят: почему сказано через Него. Если так сказано, то можно сделать вывод, что Бог использовал Сына Божия как некое орудие для того, чтобы творить что-то из материала. Нет, это не совсем так. В Священном Писании Господь Иисус Христос говорит: никто не может прийти ко Мне, как только если через Отца. Поэтому можем теперь уже сказать, что Сын использует Отца как некое орудие для сотворения этого мира.

Прежде, чем зачитать, скажу, что с этих слов евангелиста Иоанна начинается то, что называется тринитарное богословие, что Отец, Сын и Дух Святой едины, и что они принимают в сотворении этого мира, все три личности по сущности едины. Поэтому, если опять обратиться к книге Бытия, то мы видим там сказано в первых словах «Берешит бара Элоѓим», я говорил и снова повторю, «Берешит» — это одно из имён Бога, которое указывает на множественное число. А если дословно перевести «Берешит», это будет так «в начале сотворил Боги». И далее уже в книге Бытия 1 глава, 26 стих, мы видим такие слова, когда заканчивается творение этого мира, то Господь-Троица говорит: сотворим человека по образу и подобию Нашему. И далее в книги Бытия в 18 главе мы встречаем, когда к Аврааму являются три Ангела — это прообраз Святой Троицы, это то, что мы видим на иконе Андрея Рублёва. Это как раз то, где Авраам обращается как к одному, видя трёх, он говорит: Господи.

Святитель Кирилл Александрийский пишет по этому поводу о воплощении Сына Божия и участии Бога в сотворении всей Святой Троицей всего мира. «В непостижимом единстве Троицы, у которой все дела и советы совершенно общи, восстановление рода человеческого принял на себя собственно Сын, чтобы тот же самый, кем вся быша, и без кого ничто же бысть, еже бысть (Иоан. 1, 3), кто созданного из персти земной человека одушевил вдуновением разумной жизни, – тот же самый и восстановил нашу падшую природу в еe прежнее достоинство, и чего был создателем, того же явился и воссоздателем». То есть зачем Христос приходит в этот мир? Святитель Кирилл Александрийский отвечает на этот вопрос. Мы знаем, что род человеческий отпал в лице Адама и Евы от Бога, и вся история ветхого завета до того времени, как скажет об этом апостол Павел, когда явилась полнота времени, и тогда Бог послал Сына Своего единородного — весь народ подготавливался к принятию Христа. Проповедь пророков, жизнь ветхозаветных патриархов как бы звучала в том языческом мире, который его окружал, и сдерживала израильский народ от поклонения иным богам в поклонении Богу единому.

И в этом смысле нужно сказать, что та благая весть, которая была дана первым людям, отпавшим от Бога: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. То есть этот приговор в книге Бытия, который прозвучал дьяволу, что он будет поражён в голову, что будет непорочное зачатие, потому как у жены нет семени. Эта благая весть уже прозвучала тогда. И вот сейчас то, что описывает евангелист Иоанн — это произошло. Бог приходит, который сотворил видимый и невидимый мир, сотворил человека, для того, чтобы воссоздать, как выражается святитель Кирилл Иерусалимский, воссоздать человека, отпавшего от Бога. Он становится Сам человеком, умаляет Себя, как говорит апостол Павел, дабы возвести человека к тому, к чему предназначил его Бог.

Мы знаем, что человек был сотворён по образу и подобию Божию. Но в человеке, в связи с отпадением от Бога, исказился этот образ и подобие. И вот Христос приходит его восстановить в Самом Себе. Это благая весть, которую, снова повторюсь, невозможно воспринять без покаяния. А покаяние — перемена мировоззрения. То, что Бог является Творцом этого мира, что у Бога есть план по отношению к человеку, то есть есть определённый замысел, промысел Его, чтобы человек стал подобен Богу, уподобился Богу. И человек должен был своим уподоблением привести весь тварный мир к этому благостному состоянию единения с Богом. Но человек отпал, отпала и природа. В природе появилась деградация, мутация законов, тех, которые изначально задумал Бог о ней. И в этом смысле до определённого момента Бог ждал, и теперь Он присылает Сына Своего единородного, дабы возвести человека в то прежнее состояние, от которого он отпал. И надо здесь сказать так, что весь смысл жизни православного человека — это обожение, то есть соединиться с Богом Творцом, соединиться, не растворяясь в нём, оставаясь свободной личностью, оставаясь человеком. Соединиться так, как Христос соединился с человеком: неслиянно, неразлучно, неизменно, нераздельно. То есть не смешалось в Нём божественное и человеческое, точно так же Бог возводит и человека.

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин. 1:4)

Мы видим ,что сказано: в Нём была жизнь. Мы не имеем жизни в самих себе. Дальше в Евангелии так и будет сказано, что Христос имел жизнь в Самом Себе. У нас нет такого состояния, мы получаем эту жизнь, получаем её от Бога. Но Христос имел жизнь с Самом Себе. Это говорит о божественной сущности Христа, это было очень важно во времена евангелиста Иоанна, делать на этом акцент, потому как в то время появились уже такие еретики, которые одни говорили, что Он был призрачным, другие говорили, что это выдумка, третьи говорили, что Он не совсем умер, а был какой-то обморок на кресте, четвёртые говорили, что в Нём не воссоединилось всё, и Он только Бог, но не было человеческой природы, например монофизиты. Если что-то Христос не соединил с человеком, значит что-то не освятилось с Богом, значит что-то может быть не восстановлено. Христос стал и Богом и человеком в полном смысле этого слова. Если чего-то Он не взял человеческое: был подобен нам во всём, кроме греха. Но если Он что-то не взял в Себя человеческое, значит что-то Он не освятил Своим божеством.

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. (Ин. 1:6)

Мы видим, что сказано: Был человек, посланный. То есть о Иоанне Крестителе говорится, что он был человек — совсем другое, чем то, что говорится о Боге.

Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. (Ин. 1:7)

Он пришёл, чтобы свидетельствовать о свете, то есть о Христе. Он не был свет, смотрите, как подчёркивает Иоанн, что он не был свет нетварный, он не был Христос. Но кем он был? Он был послан, чтобы засвидетельствовать о свете.

Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

(Ин. 1:8-9)

Слова мы часто слышим на православном богослужении. Что Господь просвещает всякого человека, приходящего в мир.

В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал. (Ин. 1:10)

Почему не познал мир? Снова повторю то, с чего я начал в самом начале. Покаяние, только оно, то есть перемена мировоззрения, понимание того, что Бог — Творец и Промыслитель мира, только оно способно, если человек скажет: да, Господи, я хочу понять благую весть, дать понимание, о чём здесь речь. Здесь необходима перемена ума. Если этого не произойдёт, то всё это будет, как выражает простая пословица: как об стенку горох.

Пришел к своим, и свои Его не приняли. (Ин. 1:11)

Удивительный укор народу иудейскому. Народу израильскому. Которому, действительно, была дана вся полнота пророчеств. Посмотрите пророка Исаиию, псалмы Давида, даже более древние книги, даже Пятикнижие Моисея, где уже говорится о Христе, что Он был пророк, которого не было никогда, и Он послан в мир. Почему не приняли? Гордость — это порок и мать всех грехов. Именно она мешает человеку воспринять Бога, как Он есть. Человеческие предрассудки, которые порождаются этой матерью, горделивым состоянием и тщеславием. Поэтому пришёл к своим и свои Его не приняли. Настолько замкнулись в самих себе, когда произойдёт встреча фарисеев, этой партии гордецов, которые встретились тогда с Иоанном Крестителем.

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, (Ин. 1:12)

Видим опять, говорится не то, что не приняли от Него власть, а дал власть. Дать власть может только Тот, Кто является Хозяином этой власти. Быть чадами Божиими значит быть детьми Божиими. Он, Христос, был по сущности, мы, дети Божии — по благодати. И Христос даёт нам эту благодать.

которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Ин. 1:13)

Что означают эти слова: ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. В Ветхом Ззавете мы знаем историю о семье Авраама и Сарры. Сарре было сказано, что она родит тогда, когда у ней уже женский период рождения детей прекратился, то есть от крови не было у неё того состояния, при котором она могла зачать и родить. Но Бог сотворил это чудо. Но здесь говорит не от хотения мужа. Да, Авраам хотел ребёнка, но ничего не получалось, пока Бог не благословил. Мы знаем, например, что Анна, святая ветхозаветная праведница, просила, чтобы у неё родился сын, и у неё родился пророк Самуил. Там было её желание. Но здесь говорится совсем о другом рождении. Видите, как это интересно сказано: которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. То есть это рождение духовное. Мы с вами встретимся ещё более подробно, когда будем рассматривать 3-ю главу этого Евангелия, когда приходит Никодим к Христу, и Христос ему старается сказать: чтобы тебе принять благодать Божию, принять Христа как Спасителя, необходимо возродиться свыше. А он не может понять, он начинает спрашивать: что это означает, что мне надо опять зайти в утробу матери и снова родиться? То есть он понимает это плотски.

Для того, чтобы разуметь Священное Писание благой вести духовно необходимо самому покаяться и воспринять духовное состояние. Есть такой признак: подобное познаётся подобным. Духовное познаётся духовным, плотское познаётся плотским. Поэтому, как у человека настроен ум, о том он и думает, то он и может воспринять. А духовное воспринять ему бывает сложно.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин. 1:14)

Здесь евангелист Иоанн уже напрямую говорит: Единородного от Отца. Иоанн свидетельствовал: Единородный Богу Отцу. Это слово говорит о том, что, например, единосущный, единородный Сын Божий. Например, мы с вами люди, мы все единого рода, не можем сказать, что животные, насекомые тоже единородные нам. У них своя единородность насекомая, у животных своя единородость жиивотная, а единородность у человека человеческая. Так и здесь говорится, что Он был единороден Отцу. Он был единосущен Отцу.

Это важный очень стих. Сказано о том: И Слово стало плотию. Раньше мы видели: в начале было Слово. То есть Оно было всегда, Оно было у Бога, и Оно было Бог. А теперь говорится, что стало плотью. То есть речь идёт о том, что, когда Христос не родился от непорочного зачатия, от Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, от Пресвятой Богородицы — Его во плоти не было. Но вот теперь Слово стало плотью. Видим, что здесь разделяется это понятие. Что было тогда, Христос был всегда, а теперь Он стал Богочеловек.

Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. (Ин. 1:15)

О чём здесь речь? Дело в том, если смотреть по возрасту, мы знаем, что Иоанн был рождён от Елизаветы, и он был на пол-года старше Христа. И поэтому он так мог выразиться. Но с другой стороны он говорит о превосходстве Христа. Что он всего лишь свидетельствует о Нём, но не является сам тем Мессией, которого ожидает весь народ.

И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, (Ин. 1:16)

Что это означает? Какая то двойная благодать? Здесь говорится о ветхозаветной благодати. Ветхозаветное человечество тоже получало благодать от Бога, но оно надеялось на исполнение закона. А благодать на благодать — это благодать уже Нового Завета. Например, маркиане, это была целая ересь, бредили о том, что Ветхий Завет, якобы — это какая-то книга злого Бога, и он уже отменён. Это не так. Как там была благодать, но люди больше уповали на закон, и Бог показал, что своими делами они не могут обрести спасение. Так теперь благодать пришла по вере во Христа. Те, кто надеялся, уповал на закон и видел в нём Мессию Христа, поэтому получает ту благодать ветхозаветную теперь уже завета нового.

ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

(Ин. 1:17-18)

Видим, что Бога не видел никто никогда. Некоторые скажут: ну как это никто никогда не видел Бога. Мы с вами помним, что и Моисей, сказано, видел Бога, и облако являлось, и пророк Исаийя говорит, что видел Бога. Но здесь евангелист Иоанн уточняет: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем. То есть употребляет этот титул к Нему. Сущий в недре Отчем — то есть Он знал Его по сущности. Никто не может познать Бога по сущности. Мы познаём Бога только по благодати. То есть то, что нам открывается. Но сущность Божию знает только Единородный Сын. И здесь снова этот стих указывает на божественность Иисуса Христа.

И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

(Ин. 1:19-21)

Интересно, мы знаем, что Иоанн был пророком, нёс пророческое служение, почему здесь он вдруг на вопрос: ты ли пророк? говорит: нет. Здесь иудеи делают такой акцент, как пишет Феофилакт Болгарский: они у него спрашивают: ты ли тот пророк, о котором было предсказано в 18 главе книги Второзакония. Там сказано, что восставит вам Бог пророка такого, которого не было никогда. То есть там было указание на Мессию. И поэтому Иоанн понимал цитату, которую они ему приводят, и ответил: нет, я не тот пророк, это пророческое служение исполняется во Христе, но не во мне. То есть они ему говорили: тот ли пророк, о котором пророчествовал Моисей? Только в этом смысле.

Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? (Ин. 1:22)

Приходит такая целая делегация официальная и начинают так пытать, и даже в неком смысле стращать Иоанна: кто ты, почему ты крестишь, кто дал на это тебе право? И тогда он отвечает.

Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

А посланные были из фарисеев;

И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

(Ин. 1:23-25)

Они начинают его как бы обличать.

Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

(Ин. 1:26-27)

Мы видим здесь Иоанн Креститель говорит: но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Что значит: стоит среди вас? Ну, например, святитель Иоанн Златоуст пишет по этому поводу, что, действительно, они читали Священное Писание, действительно, ожидание Мессии пребывало в сердце фарисеев, но настолько они это делали невнимательно в своём горделивом состоянии, что, как сказано ранее: пришёл к своим, и свои Его не приняли. Это нам такое предостережение, что не всегда искренности веры сердца достаточно для того, чтобы воспринять Христа так, как Он есть. Иногда необходимо, как Христос скажет в дальнейшем, исследовать Писания, ибо через них думаете иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне.

Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

(Ин. 1:28-29)

Теперь он уже всем свидетельствует то пророчество, которое он изрёк, пророчество Исаии, теперь он указывает уже на Самого Христа. То есть вначале он говорит для чего он пришёл, чтобы все приготовили путь сердца своего для приятия Христа. Для этого необходимо покаяние, перемена мировоззрения. Теперь он уже указывает на Него.

Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. (Ин. 1:30)

То, о чём мы уже говорили. И далее говорит: я не знал Его. Некоторые спрашивают: как же он говорит: я не знал Его? Но необходимо читать в контексте, дальше мы увидим к чему относятся эти слова.

Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.

И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.

Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

(Ин. 1:31-33)

Он говорит: я не знал Его, пока не было это мне открыто в полноте. Я исполнял те слова, которые были мне открыты в пустыне. Мы знаем, что он был пустынножитель, аскет. И поэтому засвидетельствовал, что ему было сказано Богом: на кого увидишь сходящего Духа Святого, Тот и есть Мессия. Поэтому он говорит: я не знал Его до этого момента, пока уже не убедился в этом сам, и пока не убедился в исполнении этого откровения, которое дано было мне.

На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́, – что значит: учитель, – где живешь?

Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

(Ин. 1:35-39)

Интересно, что первое призвание, как мы видим, имя второго ученика не названо. И все думают, что потом Андрей идёт за Симоном, но многие толкователи, и Иоанн Златоуст, и Василий Великий, и Феофилакт Болгарский говорят, что этим учеником был как раз Иоанн, которого любил Христос — то есть сам евангелист Иоанн, автор этого Евангелия.

И далее мы видим, что интересное есть упоминание: было около десятого часа. Зачем здесь упоминается время? Все мы знаем, и все стремимся, что в вечности времени не будет. В Евангелии такой возвышенный слог, и зачем вдруг упоминается время? Например, Григорий Нисский пишет, что это показывается нам и для наставления многим пастырям, чтобы мы когда общались с людьми не наблюдали времени и не говорили о том, что мы сейчас заняты, приходите в следующий раз. Говорит о том, что Сам Христос уделял столько времени людям, невзирая на поздний час, продолжительность времени разговора с людьми, и никогда не отвращался Своего пастырского служения. Именно поэтому.

Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;

(Ин. 1:40-41)

Удивительная такая забота апостола Андрея о своём брате. Видим, что он исполняет ту заповедь, о которой апостол Павел говорит: кто особенно о своих, о домашних, не печётся, тот, хуже неверного, отрёкся от веры. Мы видим, что он делает перво наперво. Он находит своего брата с таким воодушевлением: мы нашли, вот Христос, Помазанник, Тот самый. Мы сразу понимаем, чем занимались эти люди, если он сразу всё оставил и последовал за Андреем. Они занимались изучением, чтением Священного Писания, и ждали, что в этот мир придёт Спаситель мира. Это указание для нас, чем и нам, православным христианам, надо заниматься в этом мире. Не занимаясь, кто что только не ищет. Люди ищут удовольствия, волю каким-то своим желаниям, ищут разные влечения. Как бы с нами не произошло то грозное предостережение, которое звучало иудеям: пришёл к своим, и свои не приняли. В Символе веры мы знаем, что мы ждём Христа, Его второго Пришествия: паки Грядущего со славою, судити живым и мертвым, Его Царству не будет конца. Чем мы занимаемся, как мы готовим своё сердце к приятию Христа, который придёт, и это событие никто не отменит?

Мы видим, что Андрей и Симон ждали Христа, и Андрей первый находит брата. Такую любовь проявляет к своему брату. Это очень важно нам понимать, наше отношение с нашими близкими.

и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). (Ин. 1:42)

Почему перемена имени Петра, о чём речь? Мы знаем в Ветхом Завете, что когда Господь видел духовную перемену наших прародителей, например, в Авраме, Он говорил: ты теперь будешь не Аврам, а Авраам. Не Сара, а Сарра. Также Иаков в определённый момент называется Израилем. Это обычное дело, и мы знаем, что сегодня в церкви, когда человек принимает монашество, ему тоже меняется имя, человеку даётся как некое напутствие, что с переменой образа жизни, у тебя меняется всё, ты полностью посвящаешь себя Богу, поэтому тебе даже даётся другое имя. Здесь Христос сердцеведец тоже видел в Симоне, в Петре это желание, преданность Богу, поэтому даёт ему новое имя.

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

(Ин. 1:43-51)

Интересная такая картина. Мы видим, что они идут уже за Филиппом, Филипп тоже идёт за Нафанаилом. Он находит его, любящего чтение слова Божия, и тот вроде бы ему говорит благую весть, но он пререкается с ним, говоря: из Назарета может ли быть что-то доброе? Это, наоборот, указывает, что на самом деле Нафанаил очень тщательно изучал Священное писание. Потому что сказано, действительно, в Священном Писании, что Христос придёт из Вифлеема. Но здесь он говорит, что Мессия в Назарете. Назарет считался таким бедным городом, где жили не совсем благополучные люди. Но это как раз говорит о достоинстве Нафанаила. И вот интересные слова, которые для многих являются загадкой, почему он вдруг так восклицает: Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев, Ты Учитель, Равви. Дело в том, что многие толкователи, в том числе Иоанн Златоуст, говорят, что Иисус рассказал ему о том пререкании, о котором здесь говорится. Он всё ему в точности рассказал: весь разговор, который был с Филиппом. И тогда он понял, что перед ним не просто человек, а Тот, который знает всё, и помышления сердца человеческого, судьбы и ситуации.

И в последнем стихе тоже интереснейшее высказывание. Христос говорит: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих ,восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Мы с вами можем сказать: мы не видим никаких Ангелов, сходят они или не сходят. Но скажу, что не видит тот, кто не соприкасается со строками Священного Писания, Божественного откровения, не видит тот, кто не приносит покаяния Господу, не меняет своё мировоззрение. Видеть Ангелов — значит прилепляться своим умом к Богу, прилепляться своим умом к слову Божию, к таинствам церковным. И нисходящих и восходящих — в Священном Писании в книге Бытия мы часто встречаем это словосочетание. Сказано, например, об Аврааме, что он когда-то снисходил в Египет, потом сказано о том, что он вышел из Египта. Другими словами, если подвести некий итог первой главы и закончить объяснение этого стиха, надо сказать следующее, что те люди, которые помнят о снисхождении во ад, они всегда будут помнить о той мысли, как вознестись горе. То есть к Богу, к престолу Господа Иисуса Христа. То, о чём говорят отцы Церкви, призывают всех нас к перемене мировоззрения: помни о смерти и вовек не согрешишь.

Оставить комментарий